Кроме того, квартиры почти всегда продаются пригодными для проживания. Чего нельзя сказать о домах, которые могут оказаться ветхими строениями или недостроенными «коробками».
При оформлении ипотеки на частный дом и земельный участок нередко возникают сложности, банк уделяет особое внимание оценке реальной стоимости объекта, его техническому состоянию. Под домом должен быть кирпичный, бетонный или каменный фундамент. Основной материал стен — кирпич, бетонные плиты, пеноблоки, дерево. Общий износ строения не должен превышать 40%. Жилье не должно носить статус аварийного или предназначаться под снос.
Площадь земельного участка не может быть ограничена границей строения или превышать 5 000 м². Категория земель должна быть - населенный пункт или сельскохозяйственного назначения. Право пользования земельным участком должно быть подтверждено выпиской из ЕГРН или договором аренды. При этом арендодателем может выступать только муниципальный или государственный орган.
До оформления кредита выбранный объект недвижимости обязательно нужно согласовать с банком.
На этапе подачи заявки на предварительное одобрение ипотеки заемщик должен предоставить:
- паспорт гражданина РФ;
- СНИЛС;
- справку о доходах по форме 2НДФЛ за последние 12 месяцев;
- копию трудовой книжки, заверенной подписью руководителя и печатью предприятия, или копию трудового договора.
Если в сделке участвует созаемщик, такие же документы предоставляются и для него.
При рассмотрении заявки банк может дополнительно запросить:
- свидетельство о браке, рождении детей;
- справку о дополнительных доходах или подтверждение наличия средств на первоначальный взнос;
- информацию об имуществе, которое можно использовать как залоговое;
- брачный договор, если он заключался.
По объектам ипотеки предоставляют следующие документы:
- договор купли-продажи объектов недвижимости;
- документ, подтверждающий право собственности продавца на дом и земельный участок
(например: договор дарения, купли-продажи, мены, наследования или выписку из ЕГРН);
- технический паспорт строения;
- кадастровый план земельного участка или выписку из государственного кадастра
недвижимости;
- заключение об оценке недвижимости, проведенной независимым экспертом;
- выписку из домовой книги.
А также:
- нотариально заверенное согласие второго из супругов на продажу недвижимости, если
продаваемое имущество нажито в браке;
- если есть несовершеннолетние дети или дом ранее был приобретен с участием
материнского капитала — разрешение органов опеки на совершение сделки.
Кроме того, банки могут устанавливать дополнительные требования.
И так, первоначально подается заявка в банк на одобрение ипотеки. После одобрения заявки заемщик выбирает дом, проводит оценку, проверяет юридическую чистоту подготовленных документов.
Прежде чем оформить ипотечный займ, заемщик должен подписать договор купли-продажи с продавцом. После этого заключается кредитный договор. Далее подать документы на регистрацию перехода права собственности на отчуждаемые объекты в МФЦ, нотариусу или дистанционно через сервисы банка. Когда заемщик становится полноправным владельцем, банк налагает обременение и недвижимость приобретает статус залога. Дом будет находиться в залоге у банка до полного погашения кредита. После регистрации перехода права собственности на отчуждаемые объекты банк перечисляет на расчетный счет покупателя полную сумму кредита для дальнейшей передачи продавцу.
Если вы продаёте дом самостоятельно, придется участвовать во всех этапах сделки по купли-продажи. Если работаете с риелтором, он возьмет на себя большую часть задач.
При оформлении ипотеки банк потребует все документы, подтверждающие право собственности на землю и строение, а также на пригодность дома к проживанию. На дома с большой степенью износа, относящиеся к аварийному фонду, не соответствующие требованиям санитарной и пожарной безопасности банки ипотеку не выдают. Будьте внимательны при выборе объекта и готовьте весь пакет документов, чтобы заключение договора не затянулось.